Лазурный

Программа летней детской оздоровительной компании "М.И.Р. народам Земли"

Цели программы

Комплексная организация досуговой и оздоровительной деятельности, а так же формирование навыков ЗОЖ. Развитие творческих способностей и стимулирование социально-значимой деятельности. Организация активного отдыха детей.

Задачи программы

  • Организация интересного полноценного отдыха детей через введение сюжетно-ролевой игры, направленной на толерантное восприятие мира.
  • Оздоровление детей, социальная адаптация во временном детском коллективе, популяризация ЗОЖ.
  • Создание необходимых условий для развития интеллекта, творческого потенциала, формирование активной жизненной и гражданской позиции участников программы, патриотических чувств и любви к родному краю.
  • Приобщение к общечеловеческим ценностям, создание единой общей картины мира, экологическое воспитание.
  • Создание единого пространства общения, развитие навыков коммуникации.

Кадры

Педагогический отряд «МЫ»: Старщий воспитатель, старший вожатый, организатор, воспитатели-вожатые, спасатели, плавруки-физруки, психолог, ПДО, музыкальный руководитель ( студенты УлГПУ, УлГУ, УГТУ, УСПК№1,УМПК№2, Училище Культуры)

История осуществления

Программа была частично апробирована в ДОЛ «Факел», ДОЛ «Лесная сказка», экологическом палаточном лагере с.Смородино, проводимом Ульяновским отделением Российского Детского Фонда.

Информация о партнёрах

Министерство Образования Ульяновской области,
Министерство Образования Чеченской республики,
Ульяновское отделение Российского Детского Фонда, УлГПУ им. И.Н.Ульянова.

М.И.Р. народам Земли.

Теоретическое обоснование, актуальность и новизна программы.

Национальный стандарт РФ «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» определяет термин «отдых детей и их оздоровление» как : -«совокупность мероприятий, обеспечивающих полноценный отдых детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний, занятие их физкультурой и спортом, формирование ЗОЖ, соблюдение детьми режима питания и жизнедеятельности, развитие творческого потенциала в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований.»

И это определение целиком и полностью воплощается в жизнь в ДОЛ « Лазурный», относящийся по существующей в России классификации типов ДОЛ к детским летним загородным оздоровительным стационарным лагерям.

«Детский лагерь-это мир детства, и взрослые в этом мире – гости» - это самый таинственный неписаный закон любой территории детства. Это не значит, что там нет взрослых, напротив - цель деятельности педагогического коллектива должна отвечать потребностям детей по созданию условий реализации их возможностей и интересов, обеспечению полезной, содержательной занятости детей, а так же оздоровлению, формированию активной жизненной позиции и ЗОЖ.

Программа тематической смены включает в себя разнообразную, быстро сменяющуюся, обязательно рассчитанную на успех деятельность детей. Всем отдыхающим на период смены предлагается окунуться в мир фантазии и прожить это время в пространстве игровой сюжетно-ролевой действительности. На время смены на территории лагеря вводится своя аббравиатура, свой институт правления, вводятся свои ценности, валюта, создаётся индивидуальный имидж лагеря и отрядов (название, девиз, клич, легенда, амулет, флаг, структура руководства). Одним из приоритетных направлений смены является работа по формированию толерантного отношения к окружающим. Большое количество оздоровительных мероприятий пересекающихся интеллектуальной или творческой деятельностью ребят, спортивные игры, купание, закаливание обязательно чередуются с трудовыми, краеведческими, художественными направлениями развития, и обязательно – основная деятельность – игровая. Игра – это самое доступное и самое любимое развлечение, представляющее её участникам простор для фантазии, возможность продемонстрировать ловкость и силу, сообразительность и находчивость, проявить свои творческие и организаторские способности. Кроме того, игра выполняет ещё и диагностическую функцию, так как позволяет проследить межличностные отношения в коллективе.

Разнообразие форм и видов деятельности, неформальность обстановки, организация совместного отдыха детей и подростков в условиях постоянного общения с природой позволяют развивать самостоятельность ребят, воспитывать личностные качества, формировать активность, обучать разнообразным умениям и навыкам. Во избежание разобщенности, разрыва в ценностях, в основу работы педотряда «Мы» заложен принцип взаимодействия детей и взрослых, где важным условием успешной работы является формирование временного разновозрастного детского коллектива. Это помогает предотвратить возможность взаимного неприятия, потери взаимных интересов, способ¬ствует формированию положительных качеств их личности на основе использования многообразия форм активной деятельности и общения, а приобретенный ребятами в лагере опыт активной групповой деятельности становится базой для реализации активной жизненной позиции в постоянном коллективе школы.

Иными словами, главной идеей программы является создание пространства общения для включения детей в творчески развивающуюся жизнь, удовлетворение личностных потребностей и постижение ценности собственной личности, осознание своей роли в жизни семьи, окружающих людей, общества и формирование сильной, яркой, творчески одаренной личности, пробуждение в каждом ребёнке любознательности к жизни через игровую деятельность.

Этапы раеализации программы

Подготовительный этап. Эмоциональная, психологическая «настройка» детей и взрослых на предстоящую смену. Обучение и подготовка кадров на «курсах вожатых», подготовка методматериалов, проведение выездных инструктивных семинаров.

Этап 1. Организационный период. Адаптация (первые дни смены). Введение в программу.

  • знакомство детей друг с другом, с персоналом лагеря, с территорией лагеря, размещение в корпусе;
  • знакомство с законами и традициями лагеря, с требованиями к организации безопасной жизни и отдыха, предъявление единых педагогических требований;
  • входная диагностика (анкетирование, тестирование, собеседование с детьми);
  • выявление лидеров, выбор органов самоуправления;
  • ролевое погружение в программу, объяснение сути игры, формирование имиджа отряда;

Предполагаемый результат: формирование общего представления о смене, определение творческих планов каждого отряда, включение выявленных лидеров в работу по развитию игрового сюжета и в самоуправление, корректировка проекта смены, выбор ролей и видов деятельности.

Этап 2. Основной период. Адаптация и личностная самореализация ребёнка в игровом пространстве.

Главная идея- выбор видов деятельности, позволяющих наиболее полно реализовать личностный творческий потенциал

  • программа реализуется на 3 уровнях: дружинные или отрядные дела, работа по интересам (кружки и секции), общелагерные мероприятия;
  • каждое утро на общем сборе подводятся итоги предыдущего дня, и сообщается план на предстоящий день, а так же поощряются наиболее отличившиеся ребята;
  • достижения каждого дня отмечаются в ежедневной летописи отряда;
  • проводится психологическое сопровождение смены: наблюдение за психологическим самочувствием детей и взрослых, работа с проблемными детьми, разрешение конфликтных ситуаций, результативность методов работы с детьми и всей смены в целом и т.д.
  • проводятся мероприятия, направленные на оздоровление детей, на социальную адаптацию во временном коллективе, популяризацию ЗОЖ.

Предполагаемый результат: создание доброжелательной комфортной атмосферы для каждого ребенка. Раскрытие и развитие разносторонних способностей детей. Самоопределение и реализация интересов детей в кружках и секциях, в индивидуальной работе и в работе отряда и лагеря в целом, оздоровление детей.

Этап 3. Заключительный период смены. Ключевой момент деятельности (последние несколько дней смены)

  • проверка медицинского состояния детей
  • подведение итогов смены, награждение;
  • итоговое анкетирование и самоаттестация детей;
  • настрой детей на последействие;
  • прощальные ритуалы, огоньки, свечки, костры;

Предполагаемый результат: формирование адекватной самооценки, навыков самоанализа. Настрой на последействие: применение полученных знаний, умений, способностей в дальнейшей жизни. Подготовка к расставанию, возвращению домой.

Постлагерный этап. Рефлексия, всесторонний анализ. Срок неопределённый. Формирование у детей и взрослых желания, основанного на положительных воспоминаниях и сопереживаниях, приехать ещё раз в «Лазурный».

Кадровое обеспечение и условия реализации программы.

Кадровое обеспечение Для проведения сюжетно-ролевой игры, включающей в себя работу кружков и секций, а так же мероприятий, направленных на формирование навыков ЗОЖ необходимы разносторонне развитые квалифицированные кадры. Основными требованиями при подборе которых являются: любовь к детям, желание и навык работы с разновозрастным и разнонациональным временным детским коллективом, креативность и организаторские способности, умение сочетать в себе большое количество профессий, объединенных одним словом- Вожатый. В летний период в лагере «Лазурный» авторскую программу «М.И.Р. народам Земли» реализует педагогический отряд «МЫ», в составе: старшего воспитателя, организатора, воспитателей-вожатых ,психолога, педагога ПДО, физрука и плавруков, аккомпаниатора. Весь педотряд «Мы» проходил обучение на «курсах вожатых» при УлГПУ им. И.Н.Ульянова, и состоит из студентов ведущих СУЗов и ВУЗов г.Ульяновска.

Вы на странице: Главная Программа летней детской оздоровительной компании "М.И.Р. народам Земли"
Green Blue Orange Back to Top