Комплексная организация досуговой и оздоровительной деятельности, а так же формирование навыков ЗОЖ. Развитие творческих способностей и стимулирование социально-значимой деятельности. Организация активного отдыха детей.
Педагогический отряд «МЫ»: Старщий воспитатель, старший вожатый, организатор, воспитатели-вожатые, спасатели, плавруки-физруки, психолог, ПДО, музыкальный руководитель ( студенты УлГПУ, УлГУ, УГТУ, УСПК№1,УМПК№2, Училище Культуры)
Программа была частично апробирована в ДОЛ «Факел», ДОЛ «Лесная сказка», экологическом палаточном лагере с.Смородино, проводимом Ульяновским отделением Российского Детского Фонда.
Министерство Образования Ульяновской области,
Министерство Образования Чеченской республики,
Ульяновское отделение Российского Детского Фонда, УлГПУ им. И.Н.Ульянова.
Национальный стандарт РФ «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» определяет термин «отдых детей и их оздоровление» как : -«совокупность мероприятий, обеспечивающих полноценный отдых детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний, занятие их физкультурой и спортом, формирование ЗОЖ, соблюдение детьми режима питания и жизнедеятельности, развитие творческого потенциала в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований.»
И это определение целиком и полностью воплощается в жизнь в ДОЛ « Лазурный», относящийся по существующей в России классификации типов ДОЛ к детским летним загородным оздоровительным стационарным лагерям.
«Детский лагерь-это мир детства, и взрослые в этом мире – гости» - это самый таинственный неписаный закон любой территории детства. Это не значит, что там нет взрослых, напротив - цель деятельности педагогического коллектива должна отвечать потребностям детей по созданию условий реализации их возможностей и интересов, обеспечению полезной, содержательной занятости детей, а так же оздоровлению, формированию активной жизненной позиции и ЗОЖ.
Программа тематической смены включает в себя разнообразную, быстро сменяющуюся, обязательно рассчитанную на успех деятельность детей. Всем отдыхающим на период смены предлагается окунуться в мир фантазии и прожить это время в пространстве игровой сюжетно-ролевой действительности. На время смены на территории лагеря вводится своя аббравиатура, свой институт правления, вводятся свои ценности, валюта, создаётся индивидуальный имидж лагеря и отрядов (название, девиз, клич, легенда, амулет, флаг, структура руководства). Одним из приоритетных направлений смены является работа по формированию толерантного отношения к окружающим. Большое количество оздоровительных мероприятий пересекающихся интеллектуальной или творческой деятельностью ребят, спортивные игры, купание, закаливание обязательно чередуются с трудовыми, краеведческими, художественными направлениями развития, и обязательно – основная деятельность – игровая. Игра – это самое доступное и самое любимое развлечение, представляющее её участникам простор для фантазии, возможность продемонстрировать ловкость и силу, сообразительность и находчивость, проявить свои творческие и организаторские способности. Кроме того, игра выполняет ещё и диагностическую функцию, так как позволяет проследить межличностные отношения в коллективе.
Разнообразие форм и видов деятельности, неформальность обстановки, организация совместного отдыха детей и подростков в условиях постоянного общения с природой позволяют развивать самостоятельность ребят, воспитывать личностные качества, формировать активность, обучать разнообразным умениям и навыкам. Во избежание разобщенности, разрыва в ценностях, в основу работы педотряда «Мы» заложен принцип взаимодействия детей и взрослых, где важным условием успешной работы является формирование временного разновозрастного детского коллектива. Это помогает предотвратить возможность взаимного неприятия, потери взаимных интересов, способ¬ствует формированию положительных качеств их личности на основе использования многообразия форм активной деятельности и общения, а приобретенный ребятами в лагере опыт активной групповой деятельности становится базой для реализации активной жизненной позиции в постоянном коллективе школы.
Иными словами, главной идеей программы является создание пространства общения для включения детей в творчески развивающуюся жизнь, удовлетворение личностных потребностей и постижение ценности собственной личности, осознание своей роли в жизни семьи, окружающих людей, общества и формирование сильной, яркой, творчески одаренной личности, пробуждение в каждом ребёнке любознательности к жизни через игровую деятельность.
Подготовительный этап. Эмоциональная, психологическая «настройка» детей и взрослых на предстоящую смену. Обучение и подготовка кадров на «курсах вожатых», подготовка методматериалов, проведение выездных инструктивных семинаров.
Предполагаемый результат: формирование общего представления о смене, определение творческих планов каждого отряда, включение выявленных лидеров в работу по развитию игрового сюжета и в самоуправление, корректировка проекта смены, выбор ролей и видов деятельности.
Главная идея- выбор видов деятельности, позволяющих наиболее полно реализовать личностный творческий потенциал
Предполагаемый результат: создание доброжелательной комфортной атмосферы для каждого ребенка. Раскрытие и развитие разносторонних способностей детей. Самоопределение и реализация интересов детей в кружках и секциях, в индивидуальной работе и в работе отряда и лагеря в целом, оздоровление детей.
Предполагаемый результат: формирование адекватной самооценки, навыков самоанализа. Настрой на последействие: применение полученных знаний, умений, способностей в дальнейшей жизни. Подготовка к расставанию, возвращению домой.
Постлагерный этап. Рефлексия, всесторонний анализ. Срок неопределённый. Формирование у детей и взрослых желания, основанного на положительных воспоминаниях и сопереживаниях, приехать ещё раз в «Лазурный».
Кадровое обеспечение Для проведения сюжетно-ролевой игры, включающей в себя работу кружков и секций, а так же мероприятий, направленных на формирование навыков ЗОЖ необходимы разносторонне развитые квалифицированные кадры. Основными требованиями при подборе которых являются: любовь к детям, желание и навык работы с разновозрастным и разнонациональным временным детским коллективом, креативность и организаторские способности, умение сочетать в себе большое количество профессий, объединенных одним словом- Вожатый. В летний период в лагере «Лазурный» авторскую программу «М.И.Р. народам Земли» реализует педагогический отряд «МЫ», в составе: старшего воспитателя, организатора, воспитателей-вожатых ,психолога, педагога ПДО, физрука и плавруков, аккомпаниатора. Весь педотряд «Мы» проходил обучение на «курсах вожатых» при УлГПУ им. И.Н.Ульянова, и состоит из студентов ведущих СУЗов и ВУЗов г.Ульяновска.